Органическая и натуральная косметика — в чем разница? И насколько такие средства эффективны?

Органическая и натуральная косметика — в чем разница?

Органическая и натуральная косметика — в чем разница?

Natural, Clean, Vegan, Organic, Eco — такие маркировки все чаще встречаются на упаковках косметических средств. В чем их принципиальное отличие, как натуральность составов сказывается на эффективности и влиянии на кожу и что вообще все это значит, разбираемся вместе с экспертами.
Органическая и натуральная косметика
Основная путаница возникает между этих двух понятий, которые иногда даже воспринимают как синонимы. Это, конечно, не так. «Если отталкиваться от западных стандартов, главное отличие косметики с пометкой Organic в том, что она имеет соответствующую сертификацию», — говорит Полина Орехова, эксперт индустрии красоты (в 2018 году занималась привозом в Россию брендов органической косметики из США). В некотором смысле это «золотой стандарт» производства: такая продукция должна быть изготовлена из чистого органического сырья, которое выращено либо на собственной ферме бренда, либо на плантации поставщика, в котором заказчик уверен. Например, каждый продукт HöbePergh создан из собранных вручную горных трав, которые произрастают на горном итальянском плато Альтопиано-Ди-Азиаго, а лекарственные растения, которые входят в состав косметики и фармацевтических препаратов Weleda, выращены в собственных садах марки в Германии.

«Компаний, которые выдают такой сертификат, не так много — самыми известными считаются итальянскими и немецкие. И получить его довольно сложно — компания должна предоставить ряд документов, тестов и лабораторных заключений», — объясняет Полина.

Простой пример: предположим, фермер выращивает виноград на собственном участке. Он за ним правильно ухаживает, не использует вредных удобрений, следит за качеством. В случае, если он сам решил изготовить из своего чистого сырья, например, масло — это будет натуральный, но не органический продукт. А вот если он получил сертификат о том, что его производство действительно безопасно для окружающей среды и соответствует принципам органического производства, тогда средство, изготовленное из этого сырья, будет считаться органическим.

Какой состав — органический?
Важным оказывается не только качество, но и количество. Валерия Качалова, руководитель отдела обучения Natura Siberica, объясняет, что органическим средство может считаться только в том случае, если в нем содержится не менее 95% натуральных ингредиентов и определенное количество органических компонентов. Какое именно — регулирует компания, выдающая сертификат.

Например, по европейскому стандарту Cosmos STD процент ввода органики для несмываемых продуктов — от 20%. Также учитывается принцип «зеленой химии» при производстве ингредиентов, аудит всего цикла процесса производства, запрет на использование минерального сырья и так далее.

Основные требования к органической косметике:
Содержит не менее 95% ингредиентов натурального происхождения;
Более 10% сертифицированных ингредиентов с ферм и плантаций; Производство сырья не вредит окружающей среде;
В процессе выращивания ингредиентов не используются искусственные удобрения;
Не содержит силиконы, парабены, формальдегиды и другие синтезированные вещества;
Не содержит компоненты животного происхождения;
Не тестируется на животных.
Натуральная косметика фактически отвечает тем же требованиям, что и органическая (то есть ее производство безвредно, а в составах используются экологически чистые ингредиенты), но у нее нет сертификата.

Vegan, Clean, Eco, Cruelty Free — что это значит?
Еще несколько маркировок, которые могут ввести в заблуждение. Разберемся, о чем говорит каждая из них:

Веганская косметика означает, что в продукте отсутствуют компоненты животного происхождения, не проводились тесты на животных и генах животных, исключена эксплуатация животных. «Такое средство может быть с соответствующим лейблом одной из сертифицирующих организаций или ассоциаций или не иметь его, — говорит Валерия Качалова. — Тогда осознанному потребителю придётся потратить время на проверку составов, принципов компании, этичного отношения к животным и так далее». ·

«Чистый» состав (clean) подразумевает прозрачность — это максимально понятная формула, а не сложные соединения на этикетке. «Иногда бренд пишет на упаковке «96% натуральных компонентов», но когда возникает вопрос, что составляют другие 4%, некоторые производители не могут на него ответить, — делится Полина Орехова. — То же касается общих названий, непонятных потребителю. В идеале этикетка должна объяснять все и включать в себя не более 5-6 ингредиентов».

Экологичная косметика — самая сложная категория с точки зрения классификации. По словам Валерии Качаловой, каждый бренд в приставку «эко-» может вкладывать разный смысл: например, безопасность для окружающей среды; наличие соответствующего сертификата; экологичное производство и другое. С большой вероятностью, продукция с маркировкой eco-friendly не будет содержать красители, ароматизаторы и консерванты синтетического происхождения, а также будет отличаться упаковками, которые не нарушают баланс окружающей среды.

Этичный подход к производству, отмеченный значком в виде кролика, прежде всего свидетельствует о том, что средство не тестировалось на животных. Но это не все: Полина Орехова объяснила, что cruelty free — это комплексное понятие, означающее безопасное производства для всей экосистемы. «В этом смысле вся планета — это тоже живое существо», — говорит эксперт.