Содержание:
Аштанга-йога – это классическая йога, описанная мудрецом Патанджали в «Йога-сутрах»- первой книге о Йоге, как о науке достижения просветления. До этой великой книги все знания передавались в устной форме от учителя к ученику, из поколения в поколение.
Путь Аштанга-йоги состоит из восьми ступеней, которые и дали название системе: «аштау» на санскрите – восемь, «нга» — часть, опора. Восемь столпов, на которые опирается вся система йоги в целом. Первых две ступени: Яма и Нияма являются основой для дальнейшего продвижения вперед и вверх по лестнице саморазвития, без них дальше асан практик не пройдет и надолго застрянет на месте.
Принципы Ямы: моральные, общечеловеческие
-
Ахимса – отказ от насилия любого вида: над людьми, животными. Также важно не совершать насилия над своим телом и сознанием
-
Сатья – Правдивость: йогин всегда говорит правду, а если она принесет вред, то он просто промолчит
-
Астейя – Неприсвоение чужого или как трактует Библия: не укради
-
Брахмачарья – воздержание от излишеств, будь то еда, секс или материальные вещи
-
Апариграха – непривязанность в любом виде: ни к вещи, ни к человеку, ни к результату своего труда
Принципы Ниямы — личностные ограничения:
-
Шауча – чистота тела, мыслей, слов и поступков
-
Сантоша – удовлетворенность тем, что имеешь
-
Тапас— сознательные ограничения, аскезы
-
Свадхьхяя – самопознание, самообучение
-
Ишварапранидхана – действия во благо Вселенной (Бога, высшего разума)
Как применяются принципы Ямы в практике асан?
Если глубоко копнуть в практику асан, то и в ней явственно можно проследить присутствие первых двух ступеней, которые делают третью ступень (это и есть асаны – позы) не просто физкультурой или гимнастическими упражнениями с элементами акробатики, но мощной системой, направленной на познание тела, работы ума и сознания.
Первый аспект – Ахимса: учит уважительно относится к телу и не требовать от него невозможного, боль в процессе практики — это учитель, но не нужно доводить организм до крайностей, растягивая и скручивая тело в битве за новую асану.
Второе – Сатья: не обманываться насчет возможностей тела, дикими усилиями заставляя его скручиваться в желаемый жгут. Не обманывать себя в процессе ментальной работы: нужно набраться смелости и честно себе сказать: «Ты слабая, потому что ленивая», «ты толстый, потому, что много ешь», ты не можешь сделать Навасану, потому что у тебя слабая спина». Именно с таких мелких правдивых диалогов с собой начинается истинная Правдивость. Держать Сатью по отношению к другим легко, но вот быть честным с собой на все 100% намного сложнее.
Третий пункт Ямы – это Астейя: не укради плоды чужого труда (будь то присвоение авторства книги или слов песен, деньги за оплату работы или готовое изделие ремесла). Относительно асан это применить просто: не нужно завидовать чужой гибкости в Капотасане или силе в Чатуранге. Ведь это заслуга того, кто ими владеет, и желать себе без вложения в это своей энергии неэтично.
Брахмачарья – четвертый аспект моральных принципов подразумевает собой воздержанность в практике: жажда новой асаны делает человека слепым к истинным ощущениям и может навредить телу. Излишества в еде перегружают все системы организма, а потакание вредным привычкам, будь то алкоголь, курение или откровенно вредная пища является следствием неумения себя контролировать, что очень ярко отразится на асанах буквально с первых дней обучения.
Пятая Яма – это Апариграха. Практикующий йогу не должен привязываться к результату практики. То, ради чего он делает асаны: для устранения болей в спине или достижения благостного состояния души, ради «шпагата» или просветления. Каждому свое, но эта цель не должна быть светом в окошке. Ведь если поза Скорпиона никогда не будет освоена, разве жизнь на этом закончится или это будет последний день практики? Вряд ли. Практика йогина делается ради познания себя, а не лихо закрученной ноги за правым ухом.
Вторая ступень йоги более доступна, как по мнению новичков, но это только на первый взгляд. Конечно, понятие чистоты тела Шауча — это просто. Но не все придерживаются чистоты мыслей, завидуя соседу по коврику, сделавшему Супта Курмасану.
Все ли придерживаются Сантоши — удовлетворенности настоящим, когда учитель ведет отсчет дыханий и неосознанно (так ли?) замедляет ритм или замолкает, подправляя ученика? В такие моменты у некоторых накатывает раздражение или вздох отчаяния на фразу «еще раз», а в правке асаны, когда учитель своей силой дотягивает Маричиасану Д хочется расплакаться от давления в груди и невозможности свободно вздохнуть.
Сознательно ли сохраняется Тапас в асане, когда ум слезно умоляет упасть на колени в неизвестно какой по счету Чатуранге или в Мостике, когда пот застилает глаза, а ноги предательски дрожат от напряжения? Важность самоограничений в йоге первична: так тренируется и закаляется дух, накапливается и очищается энергия.
Не менее важным в практике асан является процесс самопознания: отслеживание ощущений в теле, реакций ума на происходящее и его же уловки в попытке отвлечься или не делать практику вовсе. Также необходимо осознавать всплески эмоций, которые иногда бывают в процессе занятий йогой и анализировать, почему они возникают, что провоцирует их появление. Таким образом, йогин постигает свою суть, учится быть лучше, а недостатки обратить в достоинства.
Последний пункт Ниямы – это Ишварапранидхана: посвящение своих действий Богу. То есть каждая асана – это проявление божественной искры в человеке. То, насколько старательно человек подходит к практике, указывает на то, как духовен и предан Высшим силам.
Вся практика совершается во благо человечества, ведь совершенствуя себя – мы делаем мир лучше, а не тешим свое самолюбие удачно выполненной позой.