Тибетские упражнения: основные принципы | Тибетский цигун

logo-3-9961022

Многие, кто знаком с практикой цигун воскликнут — «Как же так, цигун это же Китайская система!». Да, Китайский цигун более привычен, но цигун есть и Тибетский. К тому же, корни этой энергетической практики уходят так глубоко в древность, что отследить точное место её появления вряд ли возможно наверняка. Впрочем оставим историкам это погружение в древность, нам главное понять цигун — «что это такое, и с чем его едят». В принципе я бы даже сильно не привязывался к терминам. И кстати, если вы здесь ищете некое пособие о том как правильно двигать руками/ногами или сидеть в какой-то позе, то я вас разочарую, в этой статье этого нет. Но поверьте, работа с энергетикой и базовые принципы важнее банальных телодвижений, по крайней мере в рамках понятия настоящего цигун (или йоги) как практики энергетических упражнений, а не просто утренней зарядки на гибкость.

Китайский и Тибетский цигун, в «ядре» своем похожи, если отбросить то, чем эта практика обросла уже в нынешнее время. И основное, что связывает все Даосско-Буддистские практики древности — это достижения состояния «буддовости» через неподвижную медитацию. Затем уже начали появляться гимнастически упражнения как подспорье в контроле энергии ци (то же можно наблюдать и в йоге). Упражнениями цигун можно «латать дыры» в биополе, прочищать каналы и направлять энергию в нужное русло, «заряжать дань-тяни», и другое. Алхимия энергии, иными словами. Что дает работа с энергией? Физическое здоровье, психическое равновесие, гармонию, и даже благосостояние. Кроме того, упражнения с энергией использовали и в боевых исскуствах, может быть поэтому в Китайских фильмах шаолиньские монахи летали по деревьям? 🙂

Цигун это два слова — Ци (энергия — хотя смысл слова шире, но мне привычнее так), и Гун — работа. Т.е. «работа с энергией».

Кстати сам делаю регулярно «Большое Дерево» — очень мощное и основное упражнение в цигун. Когда изучал «Большое Дерево», просмотрел наверное с десяток роликов разных учителей. Каждый объясняет как может, есть различные нюансы исполнения. Понравился один мастер который с большой преданностью относится к своему делу, в изучение системы углубился очень далеко и широко. Подробнейшим образом и в мельчайших деталях объяснил как делать это великое упражнение, а также все его действие и что с ним связано. Чтобы это не было похоже на рекламу, но если у вас возникла заинтересованность, оставляйте свой комментарий ниже, я напишу в личку. И заодно буду знать что мои труды не напрасны 🙂

В этой статье будут рассмотрены базовые принципы «Гимнастики Духа» Тибетского цигун, как я это вижу, и насколько изучил цигун. Оговорюсь что на должность мастера не претендую, но поделится иногда вполне могу, т.к. занимаюсь достаточное время.

Узнайте также о Тибетской гормональной гимнастике — 10 упражнений для молодости.

Чтобы заниматься «гимнастикой духа», необходимо неукоснительно соблюдать определенные правила и принципы, которые выработаны с глубокой древности до наших времен. И вот основные из них.

Цигун: быть раскованным (расслабленным), естественным. Погружение в покой.

Для занятий цигун не требуется быть ни гибким цирковым гимнастом, ни сильным штангистом. И даже не нужно стоически выносить какие-либо муки или лишения. В действительности же, нужно только умение расслабляться и быть абсолютно естественным.

Важна выработка безоценочного мышления — научиться не отрицать что-либо и ничего не утверждать, принимать все «как есть». Наблюдать за всем происходящим как бы со стороны. Научиться воспринимать все легко и без эмоций, так же, как зеркало отражает образы любых вещей. То есть события повседневной жизни не должны оставлять даже маленьких отметин в глубине сознания. Это кажется невероятно сложным, особенно если человек эмоционален. Но если каждодневно воспитывать себя таким образом, отслеживать все свои флуктуации ума, мысли (осознанность), и конечно много медитировать, то со временем должно прийти вот это многообещающе состояние Дзен, непрерывный покой и гармония, или по крайней мере оно начнет как-то проявляться, что уже будет хорошо, хотя это конечно не быстро. Но, как говорится «Москва не сразу строилась». Нужно воспитывать в себе стойкость духа.

«Погружение в покой»- значит, сознание должно освободиться от всех человеческих страстей, от привязанности к предметам. Душа должна познать «всеобъемлющую пустоту». Нужно «забыть и мир вокруг, и самого себя». Погружение в покой практикуя медитацию, растворяет имеющиеся комплексы (правда тут есть оговорка — с теми что уходят корнями в детство дела обстоят не просто. Некоторые практикующие рекомендуют также подключать практику осознанных сновидений для проработки этих комплексов. Хотя нужно иметь ввиду что это может быть не так безопасно). Постепенно уходят чувство стыда и чувство недовольства, исчезнут чувства страха и сожаления, появляется связь духа с миром.

Время которое требуется для появления состояния Дзен (или близкого к тому), у всех разное. Можно видеть практикующих 15 лет, и у них нет сдвигов, а кто-то уже через 3 года сильно меняется. Много факторов — как практиковать, с кем практиковать (коллектив тоже имеет большое влияние), сколько практиковать, индивидуальные особенности. Время и место наконец. Например, не лучшее время начинать тогда, когда тебя только что уволили с работы, возник сильный стресс и много негативных мыслей. Да, покой в это время как нельзя необходим, но для начала практики медитативного Тибетского цигун это точно не лучшее время, лучше пойти в спортзал.

Дыхание

В отличие от пранаям в йоге, здесь не надо контролировать свое дыхание. Здесь работа с энергией возникает за счет покоя ума (напомню что в контексте этой статьи рассматривается преимущественно база — медитация). Казалось бы, простое, или как говорят «тупое сидение». Но в том и дело, что все гениальное — просто. Упражнение «тупого сидения», запускает много процессов, когда ум начинает разотождествляться с телом, когда ум как бы «умирает», открывая врата..

Дыхание должно быть естественным, расслабленным. А «расслабленность», даже не означая «младенческую непосредственность», порой напоминает ее. Такая «расслабленность» постигается путем длительных и методичных тренировок своего сознания. В этом и состоит высшая цель медитаций (и это может показаться парадоксальным): освобождение от любых усилий. Делая какое либо усилие, по контролю своего ума, или дыханию, срабатывает эффект маятника — раз качнул усилием, ум заработал снова, сильнее.

Не ждать результата упражнений

Опять таки парадоксально, но чем меньше ждать результата от упражнений, тем быстрее этот результат прийдет. Результаты регулярных занятий проявятся неожиданно, независимо от желания. Хотя и желание имеет большую роль, но здесь оно не должно быть «навязчивым». Не нужно гадать, какие плоды принесет «гимнастика духа».

Накопление, укрепление и направление ци

На различных стадиях самосовершенствования принцип «ци и воля должны сопутствовать друг другу» раскрываться будет по-разному. Вначале силой воли, или правильнее будет сказать, вниманием, в Дань-Тянях (центры энергии ци, накопители ци) концентрируется ци. Если «ци собралось в достатке», самопроизвольно начнется циркуляция ци по телу, а воля последует за этим движением. Когда же получится освоить такое спонтанное взаимодействие энергий, придет знание, как «волей направлять ци», проще говоря, направлять поток энергии произвольно.

Равновесие Инь-Янь

Следует стараться, чтобы энергии инь и янь были в равновесном состоянии. При этом ци сердца обязательно обязано перетекать вниз, тогда как ци почек подниматься: так проявляется высшая гармония организма.

Важно сочетать «тренировку», требующую волевых усилий, и «вскармливание» жизни, совершающееся без участия сознания. Ведь ци действует лишь спонтанно, в минуты абсолютной безмятежности, в момент полного само отсутствия.

Последовательность и методичность, отсутствие суеты в выборе и выполнении упражнений

Нужно начать с простейшего и действовать последовательно, шажочек за шажочком. Как вода точет камень, медленно но верно, так и здесь идет движение к цели. Не нужно хвататься сразу за множество упражнений. Следует концентрироваться на одном-двух и, лишь полностью усвоив их, приступать к следующим.

Питание

Питание имеет довольно сильное влияние на энергетическую составляющую человека (см. например энергетика продуктов по Аюрведе), на состояние ума. Поэтому питание должно быть умеренным, сбалансированным. Вряд ли мертвая пища может дать ту энергию, которая бы способствовала лучшему достижению покоя. Но и совсем полный отказ от любого мяса не лучшая практика (личное мнение). Должна быть определенная мера в соотношениях разных типов продуктов, и в зависимости от типа своей конституции. Сыроедение — определенно хорошая практика.

Смотрите сыроедение по Кацудзо Нише.

Место и время

Лучшим местом для занятий будет открытый воздух или же хорошо проветриваемая комната. Не должно быть постороннего отвлекающего шума. Телефон на время упражнений нужно не забывать отключать (ох этот телефон, как часто он выводил из хорошего состояния медитативного упражнения). Идеальное место — домик в горах на лоне красивой природы. Но понятно что в современных условиях и хлопотах, перспектива проводить много времени в своем домике в горах, светит только к старости, и то не факт.Тогда на помощь могут приходить визуализации — конечно, горный воздух это не заменит, но какой-то психологический эффект имеет. Перед упражнением можно представить себя удобно сидящим в горах, лучше Тибетских, по теме 🙂 Пение птиц и шум листвы. Можно также негромко включить аудио с релаксационными природными звуками. Или Тибетское горловое пение монахов. Но это индивидуально — главное условие, отсутствие шума вокруг, особенно техногенного характера.

На время грозы лучше отложить занятия.

Также не стоит заниматься при недомоганиях или слабости, если присутствуют чувства голода или же, наоборот, сытости. Следует воздерживаться от алкоголя и курения.

Во время стрессовых ситуаций (черная полоса, не лучшее психологическое состояние) начинать практиковать цигун вряд ли имеет смысл. Лучше переждать когда черная полоса/стресс пройдет, и уже начать полноценно заниматься. Во время стресса еще можно было бы потягать штангу, но вот практиковать упражнения где требуется покой ума.. Разве что хороший мастер способен испытать стресс, и через полчаса успешно «нивелировав» его, приступить к Тибетской практике цигун.

Упражнения нужно делать освободившись от наручных часов, очков и других мешающих предметов.

 

Просмотров: 254

Дата: 2017-03-25